Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» (далее – Информационное письмо), вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычаев делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске (пункт 18 Информационного письма). Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России), в полномочия которой входит, в том числе осуществление государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе, с учетом положений статей 54 и 1225 ГК РФ (письмо от 16 марта г.№ АК/3512; письмо от 10.07. 2008 № АК/17218) разъясняет. Указание на здании в месте нахождения организации профиля (вида) ее деятельности, наименования (в том числе, не совпадающего с наименованием владельца организации) является обычаем делового оборота, служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама. Товарные знаки, выступающие в качестве наименования заведения и индивидуализирующие такие организации в месте их нахождения, не должны также признаваться рекламой данных организаций. Закон «О защите прав потребителей» не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица. В этом случае, по мнению специалистов ФАС России, следует исходить из целевого назначения и обстоятельств размещения информации на здании. Так, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве информации вывески, размещенные перед каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц.

Данная позиция ФАС России корреспондируется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 8 октября 2012 №58 – не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображение части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Таким образом, размещение на вывеске наименования или коммерческого обозначения, а также товарного знака организации или предприятия в месте его нахождения следует рассматривать как информацию для потребителя. В то же время, размещение на вывеске товарного знака, под которым реализуется отдельный товар среди прочих иных, реализуемых данной организацией, следует рассматривать как рекламу, поскольку реклама - это информация о конкретном товаре, который можно индивидуализировать среди однородной группы товаров. Если организация специализируется на реализации товаров под конкретных товарным знаком (например, автосалоны дилеров), то в этом случае его размещение на вывеске (что соответствует позиции ФАС России, изложенной в письме от 25.05.2010 АК/15890 в отношении размещения товарного знака VOLVO), а также на конструкциях, флагах, световых табло, стелах и иных технических средствах стабильного территориального размещения, установленных на территории организации или в непосредственной близости от нее (Решение Президиума ФАС России от 05.02.2014), не подпадает под понятие «реклама».

2017-03-02 23:56:45
1533
Print
 
Список комментариев